Дополнительное профессиональное образование в России

Со дня вступления в силу закона 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон 273-ФЗ) 1 сентября 2013 года Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" признаются утратившими силу.
Это означает, что ряд понятий и требований, предусмотренных ныне действующим Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон N 3266-1) либо также утрачивают силу, либо приобретают новые значения.

 

1. Дополнительное образование

 

В Законе N 3266-1 дополнительному образованию посвящена ст.26, в ч. 2 которой установлено, что к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые, в том числе, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и т.п.).

Законом 273-ФЗ дополнительное образование разделено на две категории: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ст. ст. 75 и 76 Закона 273-ФЗ).

В отличие от действующего закона требования к дополнительному профессиональному образованию детализированы, например ч. 8 ст.76 предусмотрено, что порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

В соответствии с ч. 14 ст.76 Закона 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, а затем на основании ч. 15. ст.76 Закона 273-ФЗ лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

 

2. Понятие федеральные государственные требования

 

Согласно ст. 9 Закона N 3266-1 к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могли устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Такие требования были установлены к программам повышения квалификации руководителей частных охранных организаций, специалистов по таможенным операциям, гражданский служащих и переподготовки государственных служащих.

В соответствии с п. 8 ст. 2 Закона 273-ФЗ федеральные государственные требования устанавливаются только для дополнительных предпрофессиональных программ.

Как установлено п. 2 ст. 73 Закона 273-ФЗ дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей, а их содержание определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, понятие федеральные государственные требования для дополнительного профессионального образования утрачивает силу.

Новым законом предусмотрено лишь, что уполномоченными федеральными государственными органами разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы (ч.14 ст.12 Закона 273-ФЗ).

Примерные дополнительные профессиональные программы устанавливаются в области обороны и безопасности государства и обеспечении законности и правопорядка, а также медицины. Типовые - в области международных авто- и авиаперевозок.

 

3. Государственная аккредитация

 

Для образовательных учреждений всех типов, реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные требования, была предусмотрена государственная аккредитация, а соответственно возможность выдачи дипломов государственного образца (ст. 27 и п. 1 ст.33.2 Закона N 3266-1).

Требованиями Закона 273-ФЗ предусмотрена государственная аккредитация только по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами (п. 1 ст.92 Закона 273-ФЗ).

Кроме того, ч. 8 ст. 108 Закона 273-ФЗ, предусмотрено, что свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, отменяется государственная аккредитация для всех образовательных учреждений, реализующих дополнительные профессиональные программы.

Соответственно итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (ч.4 ст. 59 Закона 273-ФЗ).

 

4. Документы об образовании

 

Согласно ст. 27 Закона N 3266-1 документы государственного образца выдаются только аккредитованными учреждениями, а в соответствии со п.1 ст.33.2 Закона государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с п. 2 ст.7 Закона N 3266-1, и в отношении указанных образовательных программ.

В соответствии с ч. 3 ст. 60 Закона 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке) (ч.10 ст.60 Закона 273-ФЗ).

Согласно ч. 11 ст. 60 Закона 273-ФЗ квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено Законом 273-ФЗ, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

5. Дистанционное обучение

 

Согласно ч. 2 ст. 28 Закона 273-ФЗ образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

В Законе 273-ФЗ предусмотрена отдельная ст. 16, согласно которой реализуются образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; в ней приведены основания, требования и условия для применения дистанционного обучения. В отличие от старого закона в ч. 3 этой статьи предусмотрен перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Этот перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

6. Правовой статус и требования к руководителю образовательной организации и педсоставу

 

Согласно ч.1 ст. 51 Закона 273-ФЗ, если образовательная организация не является муниципальной или федеральной, то ее руководитель в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации.

Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Требования об обязательной аттестации относятся только к руководителям государственной или муниципальной образовательной организации

Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

Требования к педсоставу определены в ст. 46-ст. 50 Закона 273-ФЗ. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Общий вывод: Вступление в силу Закона 273-ФЗ приведет к необходимости внести изменения в другие законодательные акты, так как принципиально меняет понятия дополнительного профессионального образования и отменяет государственный контроль в этой области.

 

 

Записаться                        Оn-line

   на курс                       консультация