Материалы Учебно-методического совета НОУ ДПО СИПКиП по вопросу уравнивания аудиторных часов с академическими часами в ДОТ

Общие положения

 

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» <2>, вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Согласно п.2 ст.16 этого организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, то есть Минобрнауки РФ.

_________________________

 

Примечание. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

 Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 N 137 (далее - Порядок).

Порядком установлены правила использования ДОТ образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования (далее - образовательные программы).

Использование ДОТ образовательным учреждением предоставляет обучающимся возможность освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания (нахождения).

Образовательное учреждение, принявшее решение о применении ДОТ, имеет право:

  • использовать ДОТ при всех формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (п. 4 Порядка);
  • проводить учебные, лабораторные и практические занятия, практики, текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в масштабах, определяемых образовательным учреждением (п. 4 Порядка);
  • вести учет результатов образовательного процесса и внутреннего документооборота в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (п. 7 Порядка);
  • осуществлять организационное и методическое взаимодействие с педагогическими работниками в процессе использования ДОТ, в том числе с работниками, проживающими вне места нахождения образовательного учреждения (филиала), с применением информационных и телекоммуникационных технологий (п. 11 Порядка).

При использовании ДОТ на учебное заведение возлагаются следующие обязанности:

  • сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе (п. 7 Порядка);
  • обеспечение доступа обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы (п. 8 Порядка);
  • учет требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых при использовании ДОТ по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты (п. 9 Порядка);
  • установление порядка и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам (п. 10 Порядка);
  • организация системы повышения квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала в области использования ДОТ (п. 11 Порядка);
  • предоставление обучающимся возможности получения учебно-методической помощи, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (п. 12 Порядка).

 

Перевод аудиторных часов в часы работы по ДОТ

 

Для всех технологий обучения, за исключением дистанционных, оговаривается объем аудиторных часов, поэтому возникает вопрос при применении ДОТ: можно ли аудиторные часы заменять на академические часы (*) работы с электронными учебно-методическими комплексами?

В документе «Временные требования, предъявляемые к образовательному учреждению среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий», утвержденных Зам. Министра Образования Российской Федерации 04.12.2003  указывается: «…академический час учебных занятий, проведенных с использованием традиционных технологий обучения, и работа обучающегося со специально разработанными учебно- методическими комплексами (далее - УМК) (вне зависимости от способа и технологии их доставки), а также учебные занятия, реализованные посредством различных видов взаимодействия преподавателя с обучающимися с помощью средств телекоммуникации, за этот же период времени приравниваются по дидактической эффективности».

В п. 20 Приказа Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. N 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» говорится: «Образовательное учреждение может обеспечивать полный объем аудиторной нагрузки обучающегося по каждому направлению (специальности) подготовки с применением занятий, имеющих дидактическое обеспечение для их проведения в телевизионных, компьютерных, сетевых и других средах».

Таким образом, основываясь на этих документах можно говорить о соответствии аудиторных часов при традиционной технологии обучения академическим часам ДОТ.

_________________________

 

 (*) Согласно п. 42 постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45 - 50 минут.

 

Записаться                        Оn-line

   на курс                       консультация